Альтамира


Пещера Альтамира, недалеко от небольшого средневекового городка Сантильяна дель Map в провинции Сантандер (Испания), была открыта одним охотником в 1868 году. Дочь испанского археолога Саутуолы первая заметила изображения, которые таились в гроте. Но только в 1902 году наконец признали подлинность рисунков и гравюр, нанесённых на потолок и стены зал пещеры. Они следуют одна за другой на протяжении около 280 метров, образуя обратную букву Z.

Первоначальный вход с доисторических времён был закрыт обломками свода. Вход, существующий ныне, почти напрямую связан со знаменитой залой с расписанным потолком, широкий проход, занимающий около 160 м2, полностью покрыт в своей верхней части полихромными изображениями бизонов, окружённых некоторыми дополнительными сюжетами (лошади, кабаны, лани, символические знаки).

Используемые краски — красная, чёрная, коричневая — изготавливались из минеральных веществ, растолчённых в пудру и затем смешанных с животным жиром. Но больше всего поражает в этих фигурах их рельефность: их создатели использовали каменные выступы, для того чтобы придать объёмность анималистическим формам, и обводили их цветными линиями.

Стилистическое единство ансамбля бесспорно. Детальное совпадение с рисунками, обнаруженными в других пещерах, например в Кастильо и Нио, а также с характерными изделиями позволило отнести эти изображения к среднему мадлену. Залы и галереи, которые следуют от входа до длинного конечного коридора, содержат многочисленные наскальные изображения, сопровождаемые четырёхугольными знаками, линиями и штрихами, выполненными в чёрном цвете, которые отличаются отсутствием объёмности.

Они датируются концом солютре и ранним мадленом. Наконец, наряду с пространством, покрытым росписями, здесь располагаются многочисленные серии гравюр, нанесённых в различные периоды.

Термины на букву «А»

Другие термины словаря

Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.

Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.


2010–2020. Древнейшие цивилизации Европы