Наскальное искусство


Наскальное искусство включает рисунки и гравированные изображения, сделанные на стенах пещер и скальных углублений. Первые наскальные изображения датируются верхним палеолитом.

На стенах и потолках пещер Альтами-ра, Ласко, Нио и других они образуют обширные композиции, значение которых остаётся не совсем ясным. Но их религиозный, если не магический, характер является бесспорным — пещеры, которые они украшают, вероятно, были святилищами. Наряду с натуралистическим и анималистическим (бизоны, лошади, мамонты, каменные бараны и так далее) франко-кантабрийским искусством в более позднюю эпоху (к которой некоторые исследователи относят период мезолита) распространяется схематическое искусство: в сценах, полных динамики, смешаны человеческие силуэты и фигуры животных (испанский Левант), — это течение распространяется и на неолит.

Выделяют некоторое количество стилей и, в том, что касается франко-кантабрийского искусства, два основных цикла: ориньякско-перигорский (изображения в «обратной перспективе») и марленский цикл. Резные изображения датируются по большей части эпохой солютре. Наскальные изображения встречаются и за пределами франко-кантабрийской зоны и зоны испанского Леванта, прежде всего в Италии (грот Романелли).

В Карелии, Сибири, Швеции и Норвегии на многих наскальных рисунках и, прежде всего, гравированных изображениях, которые называют арктическим искусством, представлены животные северной фауны, которые обитают в этих регионах и в наши дни, — северные олени, медведи, лоси, тюлени, киты и так далее. Схематизация здесь выражена сильнее, чем в искусстве юга Европы. Изображения человека встречаются относительно редко. Хотя сначала это искусство связывали исключительно с бронзовым веком, отчасти оно восходит к неолиту.

Наконец, гравюры горы Бего в приморских Альпах и Вал Камоника относятся к первому веку металлов.

Термины на букву «Н»

Другие термины словаря

Изобразительные мотивы культур и цивилизаций

Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.

Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.


2010–2020. Древнейшие цивилизации Европы