Храм


У древних это «дом» божества. Коллективные культовые практики совершались вне храма.

1. Греческий храм. Был ритуально ориентирован независимо от городского окружения, господствовал в архитектурном пространстве города, хотя и отделялся от него стеной или оградой. Греческий храм — прежде всего произведение искусства и высокого мастерства: его пропорции, размеры требовали тщательных математических расчётов. Греческий храм всегда строили из камня.

2. Этрусский храм. Был ориентирован в соответствии с этрусской дисциплиной, которая определяла также окружающий городской план. Здание храма всегда имело высокий подиум из камня или песчаника, деревянные колонны облицовывались терракотой, так же как остов, стены, по-видимому, возводились из сырцового кирпича. Согласно Витрувию, храм связывал различные части. Одна из примечательных черт — разделение на pars antica и pars postica (включающие одну или три целлы) — следствие принципов, сформулированных в дисциплине. В целом этрусский храм был низкий, просторный, имел высокую крутую крышу и отличался богатством пластического и живописного декора, а также яркой полихромией. Спорной является точка зрения, что этрусский храм делился на три части (целлы). Однако это вполне возможно, так как этруски охотно объединяли своих богов в триады.

3. Римский храм. Сохраняет этрусский подиум, но основные конструкции возводятся из камня или кирпича. Принцип фронтальности также сохранен. Ориентация не была абсолютной: зачастую она определялась городским ансамблем, подчиняясь практическим соображениям (уровень земли, реки, дорожная сеть и так далее). В архитектуре отражены ионийские и коринфские, реже дорийские влияния.

4. Кельтский храм. Храмы доримской эпохи почти неизвестны, за исключением некоторых фрагментов (Рокепертус). В римскую эпоху в Галлии появляется тип храма, центральная часть которого окружена портиком, с колоннами и лестницами; ансамбль обносили оградой. Возможно, речь идёт о воспроизведении в камне и кирпиче местной модели.

Термины на букву «Х»

Другие термины словаря

Изобразительные мотивы культур и цивилизаций

Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.

Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.


2010–2020. Древнейшие цивилизации Европы