Цивилизации древней Европы

От античности к средневековью

Глава «От античности к средневековью»

Раздел 1   Раздел 2   Раздел 3   Раздел 4   Раздел 5  
Начиная с Великого переселения народов история Европы, как мы видели, приобретает новый масштаб: ее географический горизонт расширился поразительным образом. Каждое событие, имеющее хоть какое-нибудь значение, отражалось во всех уголках континента, где факты, элементы, силы отныне оказывали взаимное влияние, несмотря на различия в интеллектуальном уровне и пёстрое многообразие народов.

Одна фраза Лукреция передает всю ситуацию: rerum concordia discors. Эту сложность осознавали все: различные народы и страны получают непосредственные знания друг о друге, а политические программы должны теперь учитывать и сдерживать последствия, которые влекли за собой любую инициативу. Последующий динамизм миграций расширил также контакты между Европой и необъятными азиатскими территориями, которые по большей части утратили свою фантастичность.

Константинополь долгое время оставался центром политической жизни Восточной Европы: это был мощный культурный очаг и заслон от натиска варваров. Их оттесняли контрударами или, чаще, переключали их внимание на другую цель в соответствии с древней тактикой, которая заключалась в противопоставлении, сталкивании друг с другом различных государств или племён; однако, с другой стороны, армия басилевса, «царя» римлян, принимала наёмников любого происхождения.

Нигде больше, кроме как в византийской столице, не было стольких возможностей для пересечения людей из Европы и Азии. Европейские силы были мобилизованы в Азии для защиты византийских позиций, тогда как азиатские играли ту же роль в отношении Европы.

Но ещё больше, чем политика Византии, вовлекла Азию в международные отношения арабская экспансия. Древние отсталые народы этой части света со своей стороны стали главными действующими лицами истории. При равных условиях эту арабскую экспансию можно сравнить с германскими или славянскими миграциями, с той лишь разницей, что арабы были носителями духовного наследия, во имя которого они и начали распространять своё влияние за пределами своих исконных территорий; тогда как европейские народы лишь стремились достичь единства за счёт своих передвижений и интеграционного процесса, который после IV в. займёт главное место в истории.

Глава «От античности к средневековью»

Раздел 1   Раздел 2   Раздел 3   Раздел 4   Раздел 5