Болонья


Болонья — один из наиболее важных археологических центров Италии. Первые следы заселения относятся к неолиту, но только в период поздней бронзы образуются первые поселения на холмах, которые возвышаются над террасой, где в железном веке сформировалось обширное поселение.

Речь идёт не об одном-единственном агломерате, но о нескольких однотипных деревнях. В этот период плотность населения тем не менее общая для Северной Италии. Виллановское поселение, достаточно хорошо изученное, было образовано несколькими сотнями круглых хижин, простых или разделённых на два помещения; как правило, жилища сгруппированы вокруг одного источника (колодца).

В то время Болонья была уже активным экономическим центром: кроме того что развивались земледельческие ресурсы, здесь процветала металлургия и торговая деятельность, охватывающая широкий горизонт, что объясняет расположение поселения на перекрёстке важных дорог. Некрополи насчитывают тысячи захоронений, прежде всего кремационных, с богатым погребальным убранством. Они позволяют выделить четыре периода, которые распределяются в промежутке с IX–VIII веков до начала VI века до нашей эры.

В конце VII века до нашей эры зарождается монументальное искусство, отмеченное восточными влияниями, которые отчасти отличались от тех, что наблюдаются в западной Этрурии, — это то, что называют протофельсинским искусством. Зарождение города, возможно, связано с синойкизмом виллановских деревень. Эта трансформация относится к периоду, когда в Адриатике утверждается общность интересов между этрусками и греками, именно в это время город приобретает название Фельсина. Начиная с последних десятилетий VI века болонская цивилизация характеризуется массивным импортом аттических ваз, этрусских бронзовых изделий и украшений, но происходит также расцвет местного искусства (стелы с барельефами, характеризующиеся эллинизированными формами и иногда имеющие надписи). Будучи процветающим центром металлообработки и торговли, город распространяет своё влияние на всю долину реки По вплоть до Альп.

Керамика свидетельствует об отношениях Болоньи с цивилизацией восточных венетов, а некоторые бронзовые предметы, например ситулы, — о связях с Восточными Альпами. Плиний Старший говорит о Фельсине как об одном из ключевых мест Этрурии (princeps Etruria). Несомненно, она являлась этрусским центром на севере Апеннин, находившихся в тесной связи со Спиной: аттические вазы, во множестве обнаруженные в некрополях обоих городов, по большей части могли принадлежать афинским ремесленным мастерским.

Некоторые стелы из Болоньи украшены рельефами, которые изображают сражения этрусков и галлов: возможно, отношения с кельтами, обосновавшимися в долине реки По, до миграции бойев были то дружественными, то враждебными. В первой половине IV века до нашей эры галлы оккупировали болонскую территорию. Долгое время они сохраняли здесь свою архаичную цивилизацию Ла Тен, которая впоследствии обогатилась этрусским влиянием. На самом деле отношения между Bononia бойев, Этрурией и Центральной Италией никогда не прерывались.

Возможно, Болонья была культурным центром бойев, но это требует подтверждения. Только в начале II века до нашей эры Болонья вновь обретает статус города: в 189 году здесь основана колония римского права, которая два года спустя посредством via Aemilia была соединена с Римини и Пьяченцей. Римский город был построен по прямоугольному плану, это заметно в сплетении улиц в некоторых частях современного города. Болонья осталась дорожным центром, а её история связана со многими важными политическими событиями, такими как Моденская война и кризис 68–69 годов нашей эры. В VI веке нашей эры она стала частью византийской территории, а затем, в 568 году, перешла к лангобардам.

Термины на букву «Б»

Другие термины словаря

Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.

Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.


2010–2020. Древнейшие цивилизации Европы